СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА НАДОМНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера. Отход от традиционных стационарных форм и развитие надомного обслуживания пожилых людей является свидетельством меняющихся приоритетов в этой сфере.

Целью надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами. В разных регионах страны форма надомного обслуживания развита неодинаково, что обусловлено многими причинами социально-экономического, природно-климатического, национально-этнического и иного характера. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.

Обслуживание получателей социальных услуг осуществляется социальными работниками, состоящими в штате поставщика социальных услуг. Отделение социального обслуживания граждан на дому создается одно для обслуживания 240 граждан, проживающих в городской местности, и одно для обслуживания 120 граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства. Предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому осуществляется в рабочие дни (кроме выходных и праздничных дней) на основании дифференцированного подхода к количеству получателей социальных услуг в зависимости от состояния их здоровья, которые подразделяются на три уровня.

1 уровень — 14 человек, проживающих в городской местности, 10 человек, проживающих в сельской местности (с учетом удаленности проживания получателя услуг от объектов инфраструктуры);

2 уровень — 7 человек, проживающих в городской местности, 5 человек, проживающих в сельской местности;

3 уровень — 3 человека, проживающих в городской местности, 3 человека, проживающих в сельской местности.

Дифференцированный подход установлен вследствие хронометража рабочего времени социального работника:

1 уровень: — в городской местности 12 часов рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 28 часов — на оказание услуг на дому (из расчета 1 час на посещение); — в сельской местности 20 часов рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 20 часов — на оказание услуг на дому (из расчета 1 час на посещение);

2 уровень: — в городской местности 10,6 часа рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 29,4 часа — на оказание услуг на дому (из расчета 1,4 часа на посещение); — в сельской местности 19 часов рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 21 час — на оказание услуг на дому (из расчета 1,4 часа на посещение);

3 уровень: — в городской местности 10 часов рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 30 часов — на оказание услуг на дому (из расчета 2 часа на посещение); — в сельской местности 10 часов рабочего времени расходуется на дорогу, посещение объектов инфраструктуры, 30 часов — на оказание услуг на дому (из расчета 2 часа на посещение).

Частота посещений получателей социальных услуг, обслуживаемых социальным работником на дому:

1 уровень — 2 раза в неделю;

2 уровень — 3 раза в неделю;

3 уровень — 5 раз в неделю.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (индивидуальная программа) и договора о предоставлении социальных услуг (договора) согласно формам, утвержденным федеральным законодательством. Договор заключается между получателем социальных услуг и поставщиками социальных услуг, определяет виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты, права и обязанности сторон. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина согласно форме, утвержденной законодательством, или его законного представителя либо заявление, направленное по почте на имя руководителя органа социальной защиты населения по месту жительства, либо обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Социальные услуги предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

3) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;

4) участникам боевых действий и локальных военных конфликтов, которым установлена I группа инвалидности.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законодательством. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную законодательством.

Решение об уровне предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается органом, уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на основании Акта оценки нуждаемости граждан о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, составляемой органом, уполномоченным на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, с учетом дифференцированного подхода к оценке состояния здоровья гражданина и составления Индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ).

Гражданам, находящимся в кризисной ситуации, может быть предложено социальное обслуживание в специализированном медико-социальном отделении (при наличии), социальном учреждении стационарного типа или могут быть предложены услуги сиделки (при наличии). В системе долговременного ухода и изменяющихся условиях специфику организации долговременного ухода на дому.

Следует отдельно отметить, что объектами контроля должны стать:

  • процесс долговременного ухода;
  • результаты долговременного ухода;
  • целевое расходование средств, выделяемых на финансирование ухода

 

Заведующая отделением социального обслуживания на дому

М.М. Исайкина