Социальное сопровождение семей с детьми

В октябре  2016 года в ГУСО ССРЦ «Берёзка» Забайкальского края была создана служба Социального сопровождения семей с детьми, приказ № 321 «а» от 21 октября 2016.

В соответствии с Федеральным законом  № 442-ФЗ  от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» под социальным сопровождением следует понимать содействие семьям в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми

   Медицинская помощь:

  • диагностика состояния здоровья членов семьи;
  • содействие и лечение членов семьи;
  • содействие в получении медицинских и реабилитационных услуг;
  • содействие в обследовании и лечении родителей и несовершеннолетнего у нарколога;
  • содействие в организации медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;
  • обучение родителей навыкам общего ухода за детьми-инвалидами, навыкам проведения лечебной физкультуры в домашних условиях, навыкам массажа;
  • оформление санаторно-курортной карты;
  • содействие в организации прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • содействие в оформлении (переоформлении) инвалидности по медицинским показаниям;
  • мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и др.

Психологическая помощь:

  • коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
  • информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
  • углубленная психологическая диагностика;
  • проведение индивидуальной (групповой) терапии;
  • психологическое консультирование, коррекция, реабилитация, тренинги;
  • работа с социальным окружением семьи;
  • организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и др.

Педагогическая помощь:

  • повышение родительской компетентности;
  • адаптация к социальной среде и социализация детей;
  • содействие в определении детей в дошкольное учреждение;
  • привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
  • обучение в образовательных учреждениях детей;
  • организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
  • повышение родительских компетенций на курсах, лекториях;
  • посещение мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
  • оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
  • содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
  • содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
  • содействие в организации летнего отдыха детей и др.

Юридическая помощь:

  • оформление или переоформление документов, получение установленных законодательством льгот и выплат;
  • содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи;
  • консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
  • консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
  • обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
  • подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и др.

  Социальная помощь:

  • получение материальной помощи (в натуральной форме);
  • оформление социальных выплат и льгот;
  • получение путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
  • оформление компенсации оплаты за детский сад;
  • получение ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;
  • получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;
  • трудоустройство членов семьи и др.

Категории семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении
На основании анализа обстоятельств, определяющих нуждаемость граждан в социальном сопровождении, социальное сопровождение может осуществляться в отношении следующих семей с детьми:
• замещающей;
• воспитывающей детей-инвалидов;
• многодетной;
• малообеспеченной (с низким уровнем дохода);
• имеющей намерение отказаться от ребенка (в том числе от новорожденного);
• с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей;
• находящейся в социально — опасном положении;
• переселенцев, беженцев;
• с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью;
• с несовершеннолетним ребенком, находящимся в конфликте с законом;
• женщинам с детьми и беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Уровни социального сопровождения семей с детьми:

Адаптационный уровень — это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка); грубое обращение с ребенком (оскорбления, угрозы, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.)

Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации мероприятий, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семьи с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.); алкоголизм в семье (нарушение социальных ролей в семье, формирование стойкого психопатического состояния у детей и асоциальных форм поведения); асоциальные, дезорганизованные семьи с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи.